Учётная политика НКО
Учётная политика — обязательный документ, без которого невозможно ведение бухгалтерского учёта в организации, поэтому его надо составить и утвердить приказом сразу после получения документов о регистрации из Минюста.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Учетная политика – это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Или, более просто:
Учетная политика — это внутренний документ организации, в котором зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов в бухгалтерском учете.
Даже при отсутствии финансовых средств бухгалтерский учет ведется с момента создания организации, а все способы и формы документов описаны именно в Учетной политике. Поэтому Документ должен быть составлен и утвержден сразу после создания НКО.
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Внесение изменений в документ возможно только в строго определённых законом случаях:
- Изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- Разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- Существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Например, организация перешла с общей системы налогообложения на упрощенную – в этом случае придётся вносить изменения в Учетную политику. Или у НКО появились платные услуги, до этого никак не отраженные в учетной политике. Но внести изменения просто потому, что захотелось что-то изменить — нельзя (поэтому так важно сразу подготовить качественный и удобный в применении документ).
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.
Приказ по организации:
Приказ №1 от ХХ.ХХ.2023
Приказываю утвердить Учётную политику «Название НКО».
Должность, подпись, ФИО
Приложение к приказу: Учётная политика на Х листах.
Учетной политикой утверждаются:
- Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности,
- Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации,
- Способы оценки активов и обязательств,
- Правила документооборота и технология обработки учетной информации,
- Порядок контроля за хозяйственными операциями,
- Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Образцы учетной политики можно найти во множестве правовых баз. НКО применяют коммерческий план счетов и по содержанию Учетная политика не будет сильно отличаться от аналогичного документа у любого ООО.
Существуют сервисы, которые позволяют сформировать собственный документ (пользователям предлагается ввести данные организации и выбрать варианты операций, формул и счетов из предложенных). Однако если руководитель НКО не специалист в сфере бух.учета, лучше привлечь для составления Учетной политики бухгалтера или использовать пример другой НКО или готовый шаблон.
При использовании шаблонов, не забывайте о том, что НКО руководствуется своим Уставом, и если в нём не указано ведение приносящей доход деятельности и её конкретные виды, то и Учетная политика не будет включать соответствующие разделы.
В план счетов НКО можно не включать все возможные счета (многие из них связаны как раз с коммерческой деятельностью), но рекомендуем сразу отразить в учетной политике использование счета №86 «Целевое финансирование» — средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения, поступающие от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Материал подготовлен по итогам онлайн-семинара «Документооборот в НКО: обязательные документы и положения», который был проведён СРОО ИЭКА «Поволжье» 27 октября 2023 года в рамках проекта «Центр развития сельских НКО 2.1» с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.